Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели РоссииИзобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России

ИЗОБРЕТЕНИЕ
объект промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью

Изобретения и изобретатели России
Изобретения и изобретатели России Новости российского изобретательства  
 
 
 

Рижский след Пороховщиковых: вовсе не Англия, а Рига — родина первого в мире танка…



Проходя по рижской улице Валмиерас, мимо здания бывшего завода «Руссо–Балт», многие не подозревают, что оно занимает особое место в истории военной промышленности — из ворот предприятия вышел танк, который некоторые называют первым в мире! Его создателем был инженер–конструктор Александр Александрович Пороховщиков.

Идея создания диковинной машины родилась у изобретателя, когда ему было только 23 года. Впрочем, время было такое, что армия срочно нуждалась в изобретениях: шла Первая мировая война. «На поле проходило учение новобранцев, — писал Александр Пороховщиков. — Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент и гусеничных ходов тракторного типа».

Осенью 1914 года чертежи и сметы машины легли на стол главного начальника снабжения армий Северо–Западного фронта. Тот одобрил, из государственной казны выделили средства на разработку опытного образца.

К работе Пороховщиков приступил немедленно. Вместе с рабочими «Руссо–Балта» ему помогали и солдаты Нижегородского пехотного полка, расквартированного в Риге. Конструктор придумал имя машине — «Вездеход». Экипаж прадедушки современных танков состоял из трех человек: шофера, наблюдателя и пулеметчика. Большинство элементов в нем было, как у современного танка: бронированный корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, широкая гусеница.

Предметом гордости конструктора была броня. Он называл ее «комбинацией из упругих и жестких слоев металла и вязких и упругих прокладок». Особо подчеркивал дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить.

Первое испытание «Вездехода» прошло 18 мая 1915 года. Танк показал хорошую скорость — 25 километров в час, да еще по песку. 14 июня «Вездеход» был представлен военной комиссии и «обстрелян с расстояния 50 метров из германской и австрийской винтовок, револьвера «Наган» и пистолета «Браунинг». Ни в одном из случаев не было отмечено сквозного отверстия.

Официальные испытания состоялись 20 июля. Увы, ненадежным оказался механизм поворота. Пороховщиков продолжал совершенствовать «Вездеход», но в декабре 1915 года военные констатировали, что боевая машина не показала всех обещанных качеств. А вскоре стало известно, что танк изготовили союзники — англичане, и дальнейшие испытания «Вездехода» свернули. С тех пор в зарубежных книгах по военной истории пишут, что родина первого в мире танка — Англия. Хотя рижская модель появилась на полгода раньше, превосходила английскую в скорости и в мощности брони. (Впрочем, в США не стесняются же называть первым космонавтом Земли вовсе не Юрия Гагарина, а американского астронавта. — Ред.)

О создателе первого в мире танка известно немало. Александр Александрович Пороховщиков родился в 1892 году в семье видного московского архитектора и коммерсанта. Одна из работ его отца — здание знакового московского ресторана «Славянский базар», который и принадлежал ему. Участвовал он и в строительстве храма Христа Спасителя. А сын архитектора вошел в историю не только моделью танка, но и самолетами. В отличие от «Вездехода», у них более счастливая судьба. Многие из его проектов были запущены в серийное производство.

Модель первого самолета Пороховщиков построил в 16 лет! Он тогда был гимназистом и презентовал на Воздухоплавательной секции съезда российского Союза естествоиспытателей в Москве модель моноплана «Пороховщиков–1». Это было в 1909 году. Модель отметил знаменитый профессор, отец русской авиации Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ. Этого было достаточно, чтобы владелец завода «Дукс» решился на основе модели построить настоящий самолет. Не повезло — не нашлось подходящего двигателя.

Но через два года Пороховщиков сам построил самолет. Это произошло в Риге, на заводе «Руссо–Балт», куда его приняли в качестве инженера–конструктора. Молодой талантливый конструктор не случайно переехал в наш город: Рига тогда была центром российской промышленности.

25 июня 1911 года Пороховщиков поднялся в воздух на собственном летательном аппарате на ипподроме в Золитуде. Полет длился 12 минут — целую вечность по тем временам. Вскоре аппарат оценили в Москве — на 2–й Международной выставке воздухоплавания.

Конструктор приступил к проектированию второго самолета по схеме «Би–Кок» («летающая рама»). Он был готов в 1914 году, испытания также прошли успешно.

По свидетельству специалистов, самолеты Пороховщикова не обладали высокой скоростью, но их достоинствами были простота конструкции, дешевизна и легкость пилотирования. Не случайно в начале 1915 года военное ведомство предложило ему заказ на постройку нескольких самолетов. Он ответил отказом. Не устраивало ни количество, ни то, что строить самолеты будет кто–то другой. «Я хочу строить аппараты сам и притом в количестве не менее, как на целый авиационный отряд», — писал он в письме 8 января 1915 года.

Настойчивость дала результат. В Петрограде, где Пороховщиков вскоре создал собственное производство, он получил первые заказы. В 1917 году создал самолет П–IV. Этот аэроплан производился на преобразованных в завод мастерских.

В 1918 году изобретатель служил летчиком в Красной армии. Затем работал в государственном конструкторском бюро авиаконструктором, в годы НЭПа создал в Москве частное конструкторское бюро. Был арестован и, будучи заключенным, работал над конструированием шлюзов Беломоро–Балтийского канала. После освобождения занимался конструированием танков, но в октябре 1940 года был вновь арестован. В деле значилось, что он «латыш из Риги», «немецкий шпион». На самом деле он был русским, потомственным дворянином, но судьям нужна была любая зацепка, чтобы доказать свой вердикт.

11 июля 1941 года Пороховщикова приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 28 июля. Реабилитировали конструктора спустя 15 лет — 3 декабря 1955 года. Знать бы поименно тех, кто писал доносы, кто угробил цвет нации — тех, кто беззаветно служил своей стране!

А род Пороховщиковых в историю вошел не только именем архитектора и конструктора. Внук последнего — народный артист России, режиссер Александр Шалвович Пороховщиков, который родился за год до ареста деда и которого не стало в апреле 2012–го. Он из многонациональной семьи — русско–грузинской. Отец был хирургом. Правда, когда деда Александра объявили «врагом народа», Шалва сбежал от жены и маленького сына. Воспитывал будущего актера отчим — Михаил Дудин, которого Александр любил как родного отца. «Он пришел в нашу семью в самый тяжелый момент, за что я буду вечно ему благодарен», — говорил впоследствии Александр Шалвович.

Он гордился своими пращурами и в интервью часто вспоминал, что дед построил в Риге первую в мире модель танка. С ним согласны и некоторые военные историки, считающие, что вовсе не Англия, а Рига — родина первого в мире танка…

Илья ДИМЕНШТЕЙН. «Латвийский вести», 01.05.2016

Фото: ves.lv

на главную

© Изобретения и изобретатели России

вверх